The Блог

Кирилл Петуховский. Понемногу обо всем

Монастырь Червены Клаштор

Продолжаю историю нашего посещения словацкой деревушки Червены Клаштор, которое мы начали со сплава на плоту по реке Дунаец.

Монастырь расположен на въезде в деревню, но запарковаться можно не доезжая монастыря, на бесплатной парковке у дороги, так как далее практически везде знаки запрета стоянки (кстати, если запарковаться в неположенном месте, то местная полиция может надеть на колесо «папучу», т.е. тапок — такой металлический блокиратор колеса, а чтобы его снять, нужно идти в полицию, платить штраф и ждать, пока разблокируют).

На подходе к монастырю

Монастырь уже давно не действует и является музеем. И похоже, что местный «словацкий патриархат» не пытается затребовать его себе. Да и растяжек с лозунгами типа «Словакия святая, храни веру католическую!» тоже мы нигде не наблюдали 😀

Как я уже писал, эта территория является Пьенинским национальным парком, о чем свидетельствует большой стенд, продублированный еще и на польском языке, где написано, что можно, и что нельзя здесь делать (в общем, ничего нельзя, даже спускаться сюда на парашюте).

Пьенинский национальный парк

Входим на территорию через главные ворота.

Ворота монастыря

Далее внутренний дворик. На счастье (т.к. время уже около 18:00) музей открыт до 19:00, а билеты продаются до 18:00, так что мы пришли в самый раз. Цены: взрослые 3 евро, дети 6-15 лет 1 евро, фотографирование 2 евро.

Внутренний дворик

Деревня Червены Клаштор (буквально — «красный монастырь») получила свое название от этого древнего монастыря ордена картузианцев, который был построен в живописнейших Пьенинских горах у реки Дунаец в 14 веке. Картузианцы (или картезианцы) — монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1084 св. Бруно Кёльнским в Шартрезских горах во Франции. Название ордена происходит от названия первой обители — Великой Шартрезы (фр. La Grande Chartreuse, лат. Cartusia). Основа духовности картезианцев — полный уход от мира, суровая аскеза, созерцательная и уединенная жизнь, постоянная молитва. Исторически картезианцы уделяют много внимания физическому и интеллектуальному труду, содержат при монастырях великолепные библиотеки. Одеяние картезианцев — длинное белое платье с белым капюшоном, а вне монастыря — черное.

Одеяния монахов

Первый монастырь в регионе Спиш (эта территория также относится к Спишу) был отстроен в 1305, но позже, когда орден получил в дар деревню Лехница в Пьенинах в 1320 г., они начали строить Лехницкий монастырь, который с 17 века стали называть красным из-за черепицы красного цвета — Червены Клаштор. В первой половине 16 века в монастыре начался упадок, и позднее монахи его покинули.

В 1711 г. монастырь перешел к Камальдульской конгрегации ордена св. Бенедикта, монахи которого жили там до 1782 г. Камальдульцы, как и картузианцы, жили уединенно и занимались сельским хозяйством, лечением больных и собиранием лечебных трав. Внешне монастырь сохранил готический стиль, а интерьер камадульцы обновили в духе барокко (новые дома монахов, шпиль на костеле, ремонт костела). С 1754 г. здесь была открыта аптека, которая прославилась даже за границей благодаря известному монаху и лекарю брату Циприану (или Киприану).

В 1782 г. камальдульский монастырь был закрыт в рамках общественных реформ решением принца Йозефа II как бесполезный.

В монастыре, как правило, проживало 13 человек, 12 монахов по числу апостолов и один настоятель.

Монахи занимались не только духовными практиками, но и различными полезными для тела делами. Например, рыбной ловлей.

Лодка и снасти

А это доспехи воина времен средневековья.

Доспехи воина

В монастыре одно время существовала целая алхимическая лаборатория. Надпись на склянке: Кровь дракона. Неожиданно для католической веры…

Кровь дракона

Далее проходим в костел, где сохранились фрагменты старого алтаря и древних фресок на стенах.

У алтаря

Статуя

Далее выходим во внутренний дворик, обнесенный высокой глухой стеной, и осматриваем здание у стены, где расположены кельи монахов. В центре дворика — колодец.

Башенка

За монастырской стеной открывается чудесный вид на горы.

Вид на горы

Основная часть монастыря

Колодец

От некоторых сооружений остались только руины или даже один фундамент. Местами все еще ведутся археологические работы.

Руины

Лишь фундамент

Поворачиваемся в другую сторону и видим вздымающиеся вверх горы. Хорошее все таки место выбрали монахи!

Вид на Пьенины

Следуя стрелочкам, снова заходим внутрь. Перед нами «кабинет» ученого монаха.

Кабинет ученого монаха

А здесь сушатся травы и хранятся прочие полезные в лекарском деле вещи.

Сушатся травы

Заглядываем в дыру в стене — там некое жилое здание.

Вид в дырку в стене

Вид монастырского комплекса

Древний монастырь не избежал и коммерциализации: впритык к монастырю соорудили теннисный корт (неужели другого места не нашлось?), а у входа открыта крчма (пивнушка).

Теннисный корт

Крчма

На входе можно купить различные сувениры и открытки, посвященные монастырю, а также целебный «Циприанов» чай из местных трав, что я и сделал.

Циприанов чай

Под впечатлением от соприкосновения с древним монастырем мы собираемся в обратный путь. Нам предстоит часа полтора покрутиться на горных дорожках северной Словакии, чтобы добраться до своей базы — Прешова. Время — восьмой час вечера, и нам не мешало бы подкрепиться. На пути сюда мы видели приятный «горальский» ресторанчик в деревенском стиле, куда мы с удовольствием заглянули.

Ресторанчик под названием «Горальский двор» находится в деревне Галиговце недалеко от Чевеного Клаштора.

Горальский двор

Матвей сразу начал проверять работоспособность всевозможных агрегатов, выставленных на всеобщее обозрение у входа.

Горальский двор

Сельхозтехника

Штучка с ручкой

Агрегат

Внутри ресторана очень мало людей и по-деревенски уютно. В этот час шумела только какая-то компания внизу, для которых небольшой ансамбль в местных деревенских костюмах горланил песни… 🙂

Внутри ресторана

А на стене — дичь!

Дичь

Прелесть словацких «колиб» и «салашей» (деревенских ресторанов) в том, что можно за небольшую сумму до отвала поесть вкусной словацкой деревенской еды — блюда, как правило, очень большие.

Итак, сытые и довольные мы погружаемся в авто и держим курс домой. На сегодня программа выполнена!

Comments

comments


« Предыдущая запись
Следующая запись»

Оставьте комментарий