Высокие Татры

В этом году мы сознательно променяли море на горы. Так уж получилось, да и на море мы бываем часто, а в горах нет. Поэтому решили провести часть летнего отпуска в Высоких Татрах в Словакии. Это, собственно говоря, одни из ближайших “настоящих” гор от Москвы (с вершинами более 2 тыс. метров н.у.м.) – на таком же расстоянии находятся Кавказские горы, Уральские горы – еще дальше. Высокие Татры являются самой высокой частью Карпат, горной системы, идущей от Сербии и Румынии через западную Украину до Чехии и Австрии. Так что в этом посте будет много гор.

В Татрах проложена целая сеть туристических троп и маршрутов, от самых легких до тяжелых, требующих сопровождения проводника. Татранские вершины сменяются живописными долинами, в которых запрятаны небольшие горные озера (или “плеса”). Мы выбрали один из, как казалось, самых легких маршрутов для нашей первой горной прогулки – от живописного озера и одноименного самого высокогорного курорта в этих краях Штрбске плесо до ближайшего крупного озера – Попрадске плесо.

В пути

Это Штрбске плесо, о нем я еще расскажу подробней. Озеро расположено на высоте 1 346 м. н.у.м. Здесь чистейший воздух, от которого с непривычки может болеть голова или клонить в сон. Как только мы приехали, то я сразу почувствовал легкую боль в виске. Надеялся, что пройдет…

Около озера большая платная парковка. Если приехать пораньше, то можно найти место под крышей (чтобы машина не раскалялась). Вообще в горы нужно идти как можно раньше с утра, т.к. после обеда погода в горах может резко меняться и представлять опасность. Внезапная гроза с молниями может даже закончиться в горах трагично.

Штрбске плесо

Присели на дорожу.

Присели на дорожу

По пути постоянно встречаются указатели ТАНАП – Татранского национального природного парка. Как видите, наш маршрут – самый короткий, хотя с нашим темпом и постоянным фотографированием дорога заняла не 1 час, а часа полтора.

Указатель

Моя мечта – добраться до точки под названием Rysy (Рыси). Это вершина на границе Словакии и Польши. Здесь ходит байка, что однажды в Татрах отдыхал сам Ленин и якобы однажды поднялся на Рыси. Я что-то сомневаюсь, чтобы старый хрыч одолел этот маршрут. Но в Татрах каждый год проходит традиционное ежегодное восхождение на Рыси – очень живописная тропа. Но пока кондиция у нас не там, так что отложим на будущее.

Тропа между двумя озерами выглядит примерно вот так. Здесь нужны туристические ботинки с высоким берцем, иначе можно очень легко подвернуть ногу. Хотя здесь частенько встречаются и туристы в простых шлепках 🙂

Тропа

Зимой здесь проходят соревнования по прыжкам с трамплина.

Трамплин

По дороге много вырванных с корнем и поваленных деревьев – это последствия чудовищного смерча, который пронесся здесь в 2004 году и практически уничтожил (повалил или вырвал с корнем) значительную часть леса. Для Татр и его жителей это была настоящая трагедия. Но, как пишут на местных табличках, лес всегда обновляется примерно каждые 350 лет, надо просто прийти попозже 🙂

Большой корень

Кира

Матей

Андреа

По всей трассе расположены вот такие таблички с интересными фактами о местной природе. Текст на словацком, польском и английском языках.

Табличка

Природа

Дети на горе

Минут через 20-30 начали появляться горные вершины. Внизу в долине стал слышен шум реки Попрад.

Горы

Погода стояла на редкость теплая, и появление горного источника было весьма кстати.

Источник

Мы движемся к одной из наиболее живописных долин – Менгусовской долине.

Туристическая тропа

Тропа стала постепенно спускаться вниз, при этом усталость и головная боль все нарастали. Здесь мы пересекли горную речку Попрад.

Речка Попрад

Здесь уже заметно больше людей. Встретили даже большую и шумную группу русскоговорящих туристов из Казахстана. И вот наконец и озеро Попрадское – Попрадске плесо. Оно небольшое, и вокруг него тоже идет тропа, чтобы посмотреть на него и окружающие горы со всех сторон. Высота здесь – около 1 500 метров н.у.м.

Озеро Попрадское

По нашей тропе можно пойти и дальше – вот через эту гору под названием Острва. 🙂 Мы движемся по тропе, которая здесь называется “магистрала”, т.е. основная туристическая тропа вдоль Высоких Татр. Но что-то силы начали меня оставлять… 🙂 На озере стоит горная “хата” – дом с рестораном, туалетами, небольшой гостиницей, лавочками и столами вокруг. Здесь можно передохнуть и перекусить. После легкого обеда с бутербродами и минералкой мы пошли в обход озера.

Ой, что-то нас кренит… 🙂

Зря я надеялся развеяться по дороге – моя голова как будто наполнилась свинцом. Хотя сил в ногах еще было много, голова хотела упасть и больше не подниматься… Отравление кислородом, не иначе. Андреа еще потащила нас на символическое кладбище, которое располагается над озером. Здесь находятся памятные таблички всех тех людей, которые по разным причинам погибли в горах в этом районе или вообще в Татрах.

Вход на символическое кладбище

Во время 2 мировой где-то здесь рухнул самолет, летевший через Татры из Польши и доставлявший груз для анти-гитлеровских сил в Словакии.

Память о самолете

Таблички погибших туристов – в основном поляков, словаков, чехов. Кто-то упал с горы, кто-то попал в ненастье и не мог выбраться, кого-то накрыла лавина. Честно говоря, мне хотелось уже лечь тут рядом где-то и умереть…

Некоторые таблички еще с начала 20 века.

Памятные таблички

Памятное кладбище

Дальше у нас был еще вариант – подняться к асфальтовой дороге и дойти до автобусной остановки, чтобы доехать до начала нашего маршрута. Но оказалось, что согласно табличкам идти до остановки 50 мин, тогда как просто идти назад – 1 час 5 мин. Облом…

Матей увлечен фотографированием.

Матей

Озеро, вдалеке “хата”.

Попрадске плесо

Ох, водички попить и дальше двигать… 🙂

Водички попить

У детей по ходу дела открылось второе дыхание, и они бодро двинулись в обратный путь. Я так, хорохорюсь немного еще… 🙂

Назад!

Утомленные, но довольные.

Мы

Вон мы там идем вдалеке…

На пути назад

В целом, прогулка удалась. Прошли около 14-15 км. Можно ехать домой.